В течение двух дней красноярские педагоги будут обмениваться практическим опытом инклюзивного образования.
По данным пресс-службы главного управления образования администрации города, на фестивале будут работать мастер-классы, круглые столы, дискуссионные площадки, на которых учителя из разных школ расскажут о формировании инклюзивной культуры и об обучении и адаптации в социуме детей с особенностями развития. Также в программе фестиваля заявлен телемост с американскими коллегами из технологического университета штата Теннесси.
Основная цель фестиваля – популяризация и распространение успешного опыта работы с детьми с особенностями развития и максимальное вовлечение образовательных учреждений в этот процесс.
Заместитель главы города Сергей Кочан отметил:
«За несколько лет число особых учеников в красноярских школах увеличилось в несколько раз. Если в 2011 году в учреждениях получали образование 560 детей, то в текущем учебном году их число достигло двух тысяч. Инклюзия не может произойти мгновенно. Безусловно, это длительный и масштабный процесс и на это нужно время. Однако уже сегодня дети и взрослые с повышенными потребностями принимают активное участие в общественной жизни. В частности, почти 3,5 тысячи красноярцев занимаются физической культурой и спортом. В библиотеках, музыкальных школах, школах искусств, дворцах культуры, музеях также реализуется комплекс мероприятий по организации доступной среды. В 2017 году красноярцев ждёт фестиваль инклюзивных танцев, а в детском кинотеатре «Мечта» будут показывать фильмы с тифлокомментариями и субтитрами для зрителей с проблемами слуха и зрения».
На сегодняшний день в Красноярске в 35 школах и 44 детских садах созданы полные либо частичные условия для обучения детей с повышенными потребностями. Для ребят открывают сенсорные комнаты и логопедические пункты, приобретают специализированное оборудование. Сейчас в школах инклюзивно обучают детей слабослышащих и слабовидящих, с проблемами опорно-двигательного аппарата, с задержкой психологического развития, умственной отсталостью, с логопедическими проблемами.
Осенью 2017 года планируется открытие консультационных пунктов на базе детских садов № 62 и 257, в которые смогут обратиться за помощью к специалистам родители детей дошкольного возраста. Проект «Коуч-центр», помогающий детям «найти себя» и помочь самореализоваться во взрослой жизни, развивается и продолжает свою работу.
Около 300 дошкольников находятся на домашней форме обучения. Их семьи могут пользоваться различными формами социального сопровождения: «домашним визитированием», присмотром за детьми на дому, индивидуальными и групповыми занятиями на базе учреждений. Кроме того, существует специальная «Школа для родителей», а две модернизированные библиотеки в рамках проекта «Мобильная библиотека» доставляют книги на дом, а также предоставляют свои услуги с учетом потребностей всех горожан.
В спортивно-оздоровительных комплексах для красноярцев с особыми потребностями созданы все условия для занятий физической культурой: шахматами, шашками, настольным теннисом, футболом, атлетической гимнастикой, настольным хоккеем, дартсом, сидячим волейболом, пауэрлифтингом, армспортом, теннис-битом, плаванием. В настоящий момент идет создание единой системы по адаптивной физической культуре, которая предполагает переобучение специалистов отрасли.
В 2017 году планируется повысить доступность школ, спортивных и, культурных учреждений, больниц, вузов, аптек, торговых сетей, банков; устранить ямы, выбоины, понизить уровень бордюрного камня на путях движения к объектам социальной инфраструктуры; уложить тактильную плитку и оборудовать светофоры звуковой сигнализацией.