Они были почти погодки. По рождению принадлежали к одному кругу, жили в Москве, вращались в одном и том же музыкальном сообществе, учились у одних и тех же профессоров в Московской консерватории.
Они были почти погодки. По рождению принадлежали к одному кругу, жили в Москве, вращались в одном и том же музыкальном сообществе, учились у одних и тех же профессоров в Московской консерватории. Оба – композиторы и пианисты. При этом были антиподами, редко встречались и никогда не дружили. После внезапной смерти в 1915 году одного из них, другой устроит благотворительные концерты в пользу его семьи, исполняя музыку своего антагониста.
Александр Скрябин и Сергей Рахманинов... Два русских гения, два вечных конкурента, которых музыкальная общественность словно бы склоняла к «дуэли». Два композитора с абсолютно разной философией и со своим новаторским набором композиторских приемов, один из которых тема «колокольности».
«Колокол как предчувствие» в творчестве Скрябина и Рахманинова занимает особое место. Колокола и звоны с середины XIX века были весьма популярны в разных видах светского искусства, достигнув своей кульминации на рубеже XIX–XX веков. Но серебряный век русской культуры смещает акцент с социальной проблематики на философско-этические проблемы, колокольный звон становится символом мятежной, стихийной силы и грозных, роковых предчувствий эпохи.