опера, 12+

Похищение из сераля

Автор: Музыка Вольфганга Амадея Моцарта, Либретто Готлиба Штефани, по пьесе Кристофа Фридриха Брецнера

Театр-постановщик: Мариинский театр

Режиссёр: Илья Устьянцев

Продолжительность: 230 минут

Похищение из сераля
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/5999505?ysclid=lsvgtofi21921453747#id2376922
Похищение из сераляПохищение из сераляПохищение из сераля

Во власти турецкого паши оказались четверо европейцев, и, хотя суровому повелителю есть за что покарать иностранцев, он отпускает их с миром: воистину, лучшая месть — это прощение. Таково вкратце содержание оперы Моцарта «Похищение из сераля», обыгрывающей чрезвычайно модный в Вене второй половины XVIII века стиль alla turca.

Национальный состав «турецкой» оперы Моцарта весьма пестрый: помимо двух турок в истории участвуют трое испанцев и одна англичанка, и все они изъясняются на сочном немецком языке, ведь «Похищение из сераля» — это австрийский зингшпиль, «игра с пением», музыкальная комедия с диалогами. В разговорных сценах развивается незамысловатое действие, в музыкальных номерах сполна проявляется гений 26-летнего Моцарта.

Композитор писал с увлечением — и потому, что зингшпиль должен был стать его дебютом в столичном Бургтеатре, и потому, что его собственная жизнь удивительным образом рифмовалась в тот момент с сюжетом «Похищения из сераля»: Моцарт как раз вызволял из домашнего «плена» свою невесту Констанцу, тезку главной героини.

На основе привычного театрального трафарета из двух пар влюбленных (двое высокородных, двое простолюдинов) композитор сотворил четыре живых человеческих характера. Там, где либреттист Готлиб Штефани поначалу предлагал лишь монолог или разговор, по настоянию Моцарта появились музыкальные номера. И пение героев, и звучание оркестра по-моцартовски тонко и естественно передают огромный спектр эмоций.

Партия Бельмонта раскрывает его как человека благородного, ранимого и деликатного; он не склонен размахивать оружием, но готов отдать жизнь за любимую. Характер Констанцы под стать имени: она постоянная, стойкая, верная; ария Martern aller Arten тому убедительное подтверждение. Педрильо — обаятельный, деятельный, изобретательный. Блондхен — искренняя, свободная, бесстрашная. Стоя ниже Бельмонта и Констанцы на социальной лестнице, Педрильо и Блондхен нисколько не ниже их по своим человеческим качествам. Моцарт наделил обе пары высокими голосами: в ансамбле главных героев два сопрано и два тенора. На другом полюсе — управляющий Осмин, бас, единственный низкий мужской голос среди солистов. Осмин — ярчайший тип, одновременно свирепый и смешной. Его ария Solche hergelaufne Laffen в первом акте — это первая развернутая комическая ария в истории немецкой оперы.

Контраст лирической и «варварской» линий — главный драматургический прием в «Похищении из сераля». На нем построена и увертюра, где брутальная (на слух эпохи Просвещения) музыкальная «туретчина» неожиданно сменяется нежнейшей лирикой с легким ренессансным оттенком, ведь действие происходит в XVI веке. Моцарт сказал об увертюре, что «здесь не уснет даже тот, кто всю ночь не спал». Эти слова, несомненно, можно отнести и ко всей опере. Христина Батюшина

просмотров: 29